Уголок логопеда


Рекомендации логопеда

родителям будущих первоклассников

С каждым годом все больше и больше детей, поступающих в первый класс, нуждаются в коррекции речи. Таким детям гораздо труднее освоить школьную программу.

В нашей школе традиционно проводится диагностика будущих первоклассников, которая позволяет выявить трудности и недостатки в развитии будущих школьников, а в дальнейшем дает родителям возможность получить необходимые рекомендации, которые помогут лучше подготовить ребенка к школе.

Если к моменту поступления ребенка в школу проблемы еще остались, то таким детям в течение года будет оказана логопедическая помощь.

Для кого-то это будут занятия в группах, кому-то потребуются индивидуальные занятия, а кому-то достаточно будет получить консультацию и самостоятельно заниматься дома.

Главное помнить, что только совместными усилиями мы сможем помочь ребенку справиться с трудностями.

На школьном логопункте, т.е. в логопедическом кабинете проводятся занятия по коррекции звукопроизношения, по развитию фонематического слуха, занятия по развитию речи в целом, а также занятия по исправлению недостатков чтения и письма.

Такие занятия позволяют почти всем ребятам справиться с трудностями и в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все  то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться.

Предлагаю познакомиться с основными компонентами  речевой системы, от развития которых зависит успех овладения школьной программой.

 

  • звукопроизношение

К 6-ти годам ребенок правильно произносит все звуки

  • слоговая структура слова

 6-ти летний ребенок может безошибочно произносить слова различного типа сложности, например: велосипедист, термометр, сковорода и т.д.

  • фонематический слух

 Этот раздел предполагает умение ребенка слышать и выделять звуки речи:

  • определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
  • подбирать слова с определенным звуком;
  • определять первый и последний звук в слове;
  • составлять слово из последовательно названных звуков;
  • определять количество звуков в слове;

 

  • словарный запас

 Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: названия времён года, их признаки, названия месяцев, дней недели. Будущий первоклассник должен уметь обобщать («назови одним словом»), классифицировать («распредели на группы»), выделять лишнее.

  • грамматический строй речи

 Следует обратить внимание на умение образовать новое слово (дождь – дождик), изменять слово (стул – стулья), согласовать

части речи (синее полотенце); у ребенка должны быть развиты навыки управления (вышел из дома; рассказал о друге).

  • связная речь

 Следует учить будущего школьника рассуждать, развернуто отвечать на вопросы, пересказывать текст, составлять рассказ по картинкам.

Кроме того, уделяйте как можно больше времени совместному чтению. Ведь чтение – залог не только широкого кругозора, чтение – залог грамотного письма. Читайте с ребенком как можно больше!

  • Если ребенок владеет навыком чтения

 Чтение  плавное,  ребенок  должен понимать прочитанное.

  • Если ребенок владеет навыком письма

 Отсутствие зеркально написанных букв.

Очень важно, чтобы ребенок владел тонкими движениями руки. Речь идет о способности лепить, вырезать, выполнять различные аппликации.

Помните, что в основе графических умений – развитая ручная моторика.

Следует обратить внимание на развитие пространственных функций:

  • безошибочно определять правую, левую стороны;
  • размещать картинки по заданию справа, слева;
  • в правом нижнем углу, в левом верхнем углу на листе бумаги;
  • записывать  заданные буквы  или цифры справа, слева от вертикальной линии.

И, конечно, самое главное при поступлении в первый класс – наличие у будущего школьника желания учиться, узнавать новое.